Часто слышу мнение инструкторов, что детская методика обучения не имеет отличий от взрослой, что несколько меня расстраивает, поскольку дети на разных этапах взросления имеют психологические и физиологические особенности. Например, школьная программа рассчитана на поэтапное изучение предметов, как минимум потому что логическое мышление у детей развивается в определенном возрасте, не сразу развивается и рефлексия, концентрация внимания, организм в целом претерпевает постепенный рост, меняется энергетический обмен и гормональный фон.
Поэтапно по возрастам.
Общие рекомендации: подбирать оборудование под рост и вес ребенка. Ботинки должны быть подходящего размера (многим детям ботинки своего размера кажутся неудобными), не нужно брать оборудование «на вырост», одежда должна быть непромокаемой и удобной. Шлем у ребенка должен быть всегда на занятии.
Период дошкольного возраста (3-6 лет)
3-4 года: дети, в основном, имеют низкую степень концентрации и утомляемость. Но в этом возрасте можно начинать осваивать горные лыжи. Занятия должны проводиться на начальном этапе по 30-45 минут на пологой горке в игровой форме. Желательно использовать яркие предметы разных цветов для привлечения внимания, что активно можно использовать в упражнениях на лыжах. Нужно выбирать короткие и очень понятные выражения, для объяснения какой-то информации. Больше показывать и просить повторить, чем рассказывать.
5-6 лет, возраст, когда дети задают очень много вопросов (период усвоения большого количества информации), активность повышена. Время занятий 45-60 минут. Можно полноценно общаться, необходимо терпеливо отвечать на вопросы. Использование ярких предметов для привлечения внимания нецелесообразно — дети больше ориентированы на игровой сюжет. То есть играем в то, что им нравится, часто они сами рассказывают про любимый мультик, книгу и любимых героев. Можно принести на занятие любимую игрушку.
В этом возрасте физиологической нормой все еще будет отсадка назад на лыжах из-за слабых мышц задней поверхности бедра и недостаточно хорошо сформированного позвоночника. Компенсировать это можно руками. То есть при выполнении упражнений мы задействуем в них руки для баланса. Склон обязательно должен быть пологим. Не рекомендую начинать обучение на сноуборде в этом возрасте. Детям тяжело физически, доски на маленький рост обычно очень жесткие + сноуборд дает одностороннюю нагрузку на тело.
Младший школьный возраст (7-11 лет)
7-8(9) лет — возраст, когда дети готовы играть и усваивать более менее сложную информацию — можно объяснять термины. Убедившись, что ребенок понимает что такое «кант», можно употреблять термины в обучении и добавлять новые. Время занятия 60-90 минут в зависимости от уровня физической подготовки. Можно начинать обучение на сноуборде. Однако стоит помнить о том, что дополнительно у ребенка должна быть какая-то симметричная физическая нагрузка.
10-11 лет — время, когда первое занятие на лыжах можно начинать с палками и сразу приучаться ими пользоваться. Обычно дети коммуникабельны, легко идут на контакт, достаточно быстро адаптируются к условиям. Способны запоминать сложные термины и понимать их.
Старший школьный возраст (12-18 лет)
Примерно с 12и лет в организме детей начинают происходить гормональные изменения, которые не могут не оказывать влияние на самочувствие. Именно в этот период у детей повышена утомляемость, могут постоянно испытывать сонливость и усталость. Так же, подростки растут непропорционально. Можно заметить, что они бывают неуклюжими и испытывают сложности в поддержании баланса, если осваивают сноуборд и лыжи впервые. Время занятия не более 2х часов. Рекомендуется не выполнять частую смену упражнений и давать время на то, чтобы привыкнуть к движениям.
Возрастные границы примерные и нужно оценивать способности и уровень физического развития индивидуально. Например, девочки растут и взрослеют быстрее, чем мальчики того же возраста. Дети, которые занимаются спортом или какой-то физической активностью, чувствуют себя лучше и увереннее при освоении горных лыж и сноуборда. Не стоит объединять в группы детей 4-ех и 6-и лет, как вы уже заметили, это разный уровень физического развития и мышления. На каждом этапе взросления нужно выбрать подходящие методы и приемы обучения. Нельзя одинаково общаться с ребенком 5и лет и подростком.