Лыжи

Плуг — нашу друг. Или «Как не построить кривой фундамент»
Сталкивалась с теорией, что учить через плуг не нужно, можно сразу начинать на параллельных лыжах. На самом деле, можно, только если это методика UPS. Но если вы начинаете катание на лыжах своей ростовки (а основная масса прокатов выдает именно такие), то проще плуга никто ничего еще не придумал.
Первый инструктор, который начинал меня учить катанию на лыжах сказал, что мы сразу же начнем на параллельных лыжах и не будем тратить время на плуг. В итоге 3 занятия у меня не получалось вообще ничего — было быстро и страшно. Конечно можно списать, на то что я не самый смелый человек, но когда набирается скорость, а у тебя нет должной степени контроля ситуации, практически нереально сделать что-то правильно. Более того, часто видно, что этап плуга у давно катающихся людей был пропущен, и приходится к нему возвращаться, как к техническому упражнению.
Есть несколько важных вещей, которые мы осваиваем на этапе катания в плуге:

1. Работа стопой в ботинке. Обычно после этой фразы следует вопрос «Как? Ботинок же жесткий!». На самом деле, закантовку нужно начинать стопой — давление идет от большого пальца. Чтобы прочувствовать это, очень часто приходится кататься в расстегнутых ботинках.
Важно! Это необходимо выполнять на этапе, когда человек уже едет в плуге связанными поворотами, но работы в стопе не наблюдается. Упражнение выполняется на очень пологом участке подходящей ширины. Не стоит пробовать это на параллельных лыжах. Если склон совсем пологий, то достаточно будет просто работы в стопе, голень практически не подключается.

2. Ангуляция. Очень непростая тема, которую я обычно объясняю понемногу как только мы начинаем проезды по диагонали, однако обозначаю ее как «правильное положение тела». Ангуляция позволяет нам «загрузить» именно нижнюю ногу, выбрать оптимальный угол закантовки на склоне любой крутизны. Ее отсутствие приводит к тому, что у нас появляется «заклон» и смещение центра масс на верхнюю лыжу, как следствие потеря контроля и падения.
Именно из-за необходимости использовать ангуляцию, я рекомендую прогрессирующим сноубордистам пробовать катание на горных лыжах (естественно с хорошим инструктором). Поскольку лыжи дают очень хорошее понятие об ангуляции.

3. Соблюдение фаз поворота. Человек понимает когда и в какой момент переносить вес с одной лыжи на другую.

4. Контроль скорости. Неоспоримый плюс плуга, в том, что повороты и упражнения выполняются на небольшой скорости, которая довольно быстро становится комфортной, позволяет подумать, осознанно выполнить упражнение без стресса.

5. Отсадка назад, если такая возникает, убирается еще на этапе катания в плуге техническими упражнениями, что позволяет не переносить эту ошибку в катание на параллельных лыжах, а так же повысить контроль, когда скорость возрастет.

Можно ли выполнить плуг неправильно?
Да, регулярно вижу исполнения плуга с отсадкой назад, заклоном и, как следствие, смещением центра масс на верхнюю лыжу вместо нижней, когда человек обучается сам. Плуг — это не просто «носки вместе, пятки в стороны». К сожалению, этим грешат еще и немалая часть инструкторов, которых иногда наблюдаю на склоне. Человек упирается в нижнюю лыжу и вроде как делает то волшебное «Дави!», которое от него просят, однако центр масс находится на верхней лыже, вместо нижней. Еще одна частая ошибка — вращение лыжи вокруг своей оси в поворотах, вместо ее закантовки стопой. Эта проблема появилась из-за того, что раньше лыжи не имели бокового выреза и повороты осуществлялись за счет вращения. Современные лыжи достаточно просто поставить на кант.
Еще один момент, о котором хотелось сказать, постановка лыжи на кант путем увода коленей внутрь — технически неграмотная и вредная вещь. По положению ног всегда видно, ставит ли человек лыжу на кант стопой или начинает движение от колена. Важно! Колени плохо приспособлены к боковым нагрузкам, поэтому желательно максимально сохранять ось прямой. Да, мы не можем сделать катание абсолютно безопасным и анатомичным, однако можем продлить жизнь нашим суставам.
Сталкивалась с тем, что человека учат излишне «повисать» на языках ботинок, из-за чего наклонить стопу на бок уже просто невозможно. Нужно следить, чтобы человек сохранял стойку ближе к нейтральному положению, чтобы была возможность сместиться вперед или назад при необходимости, не «выключая» из катания стопу. Особенно это важно при изучении поворотов малого радиуса.

Типичные ошибки пропущенного правильного катания в плуге: отсутствие правильной работы в стопе, заклон, отсадка назад, «заброс пяток». Юмористически называю это «синдромом пропущенного плуга». Ошибок бывает больше или немного меньше, но, как правило, пропущенные этапы в обучении всегда видны что на лыжах, что на сноуборде.
Как видите, нюансов в катании очень много. Техника на горных лыжах ставится дольше, чем на сноуборде. Ошибочное мнение, что лыжи проще сноуборда появилось из-за того, что в плуге человек худо-бедно едет на первом занятии, а у сноубордиста первые 2-3 занятия могут быть подводящими к поворотам еще и с большим количеством падений. Тем не менее соблюдение одновременно нескольких условий поворота, которые нужно выполнять точно и своевременно в итоге для техничного катания занимают намного больше времени, а закатанные ошибки уходят в среднем намного дольше, чем на сноуборде.
Сталкивалась с мнением, что если человека научить кататься в плуге, он потом никогда не перейдет на параллельные лыжи. Отчасти это верно, но только если сам плуг выучен неверно. Есть ряд моментов, которые приводят к «подплуживанию» в поворотах. Обычно человек говорит об этом «3ий год не могу выйти из плуга». В итоге мы все равно начинаем изучение плуга заново, однако переход на параллельные уже идет намного быстрее. При нормально освоенном катании в плуге, переход на параллельные лыжи идет недолго.
Уход за кантами
В этом сезоне, с удивлением узнала, что многие сноубордисты и лыжники, которые предпочитают именно карвинг не точат канты, не знают под какой угол они заточены или считают, что 1 раз в год поточить оборудование будет достаточно.
Аргументы, которые я слышала чаще всего «Они тогда быстро закончатся».
Давайте разбираться.
Если вы катаете именно карвинг, вам нужны острые канты. Точить доску или лыжи придется часто. Это зависит от нескольких факторов: от ваших навыков, от качества снега, от оборудования, от частоты катания. Сразу скажу, что если точить снаряжение 1 раз в год или реже, канты становятся «круглыми», и для того, чтобы они стали острыми, придется снять много стружки с канта. Выгоднее и правильнее поддерживать остроту постоянно. Например, спортсмены точат оборудование каждую тренировку (при этом могут кататься на нем не один сезон).
1. Зачем точить канты? Острый кант лучше «цепляется» за покрытие. Чем жестче снег, тем меньше вероятность, что вас «сорвет» с дуги (зависит от техники катания и вашего оборудования), если канты острые.
2. Как часто точить оборудование? На искусственном снегу канты теряют остроту быстрее, чем на естественном. На лыжах есть возможность промаркировать их на «левую» и «правую» и поменять местами, когда острота потеряется, поэтому их можно точить чуть реже, чем сноуборд. Но все же повторюсь, что спортсмены точат каждое катание.
Если вы не спортсмен, но все же предпочитаете карвинг на любительском уровне, постарайтесь поддерживать остроту кантов хотя бы несколько раз в месяц. Для тех, кто переходит на уровень тренировок по трассе и/или катает на жестком сноуборде, это придется делать еще чаще.
3. Под какой угол затачивать канты? Любителям и начинающим можно точить под 89-88 градусов. Для начального уровня карвинга, можно точить под 88 градусов. Жесткий сноуборд и спортивные лыжи 87-86 градусов.
Сноуборд GS у меня поточен под 87 градусов, мягкие — 88. С заточкой по базе 0,5 (возможны варианты и нюансы, углубляться в эту тему не будем).
4. Что дают более острые углы заточки? Возможность быстрее «зацепиться за склон».

Поддерживайте остроту ваших кантов и огонь в ваших сердцах!
Made on
Tilda